Утром 24 ноября во всех информагентствах с пометкой «молния» вышла новость о бомбардировщике Су 24 из состава российской авиагруппы в Сирии, сбитом в результате атаки истребителем F-16 ВВС Турции. Турецкая сторона мгновенно отреагировала на ситуацию. Она заявила, что российское воздушное судно в течение пяти минут неоднократно нарушало воздушное пространство Турции, о чем экипаж был уведомлен 10 раз. Однако все попытки турецких военных были проигнорированы. В результате чего в воздух были подняты турецкие истребители, которые выпустили ракеты «воздух-воздух», когда российский бомбардировщик в очередной раз нарушил турецкое воздушное пространство. В качестве доказательства была предоставлена карта с траекторией полета российского Су-24, на которой отчетливо видно, что он был атакован в момент нахождения над территорией Турции.
В свою очередь, российская сторона заявила, что за все время полета бомбардировщик Су-24 находился над территорией Сирии и не заходил за турецкую границу. В более жесткой форме выступил президент России Владимир Путин, высказав, что «это удар в спину, который нам нанесли пособники терроризма», а 28 ноября им был подписан указ о применении специальных экономических мер в отношении Турции. Согласно этому указу был введен запрет или ограничен ввоз на территорию РФ определенного перечня товаров, производимых на территории Турции, с 1 января 2006 года запрещается принимать работников из числа турецких граждан, а также с первого числа следующего года отменяется безвизовый режим, и прекращаются чартерные воздушные перевозки между двумя странами.
В сложившейся ситуации очень важна позиция нашей страны. С одной стороны, мы являемся стратегическими партнерами с Турцией, а с другой – у нас очень тесные связи с Москвой. Это понимают и наши соседи. Не зря буквально через два дня после инцидента с российским бомбардировщиком, глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу прибыл в Баку с официальным визитом. А спустя неделю нас посетил премьер-министр Турции Ахмед Давудоглу. На встрече с турецкими высокопоставленными лицами, Президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что «ухудшение отношений между Москвой и Анкарой вызывает у Баку сожаление и обеспокоенность». Он также подчеркнул, что «азербайджанская сторона готова приложить усилия по снижению и устранению напряженности в российско-турецких отношениях».
Предложение посредничества Ильхамом Алиевом выгодно каждой из сторон. Азербайджан имеет очень тесные связи с обеими странами, следовательно, его позиция будет взвешенной и прагматичной. К тому же данное противоречие наших соседей может привести к росту напряженности в южно-кавказском регионе, что негативно скажется на экономической и общественно-политической безопасности нашей страны. Поэтому устранение разногласий между Россией и Турцией желательно не только для них самих, но и для Азербайджана в частности.
Нужно учитывать и тот факт, что наша страна, взяв на себя столь сложную роль посредника, может получить за это в будущем определенные дивиденды. Так, оказав помощь противоборствующим сторонам, Баку в последствие имеет полное право рассчитывать на их возможности продвигать и защищать наши позиции на международной арене.
В этих обстоятельствах, роль Азербайджана как посредника повышает статусность нашего государства, усиливает ее демократический имидж. Ведь наше государство не просто предлагает площадку для переговоров, а собирается само принимать в них самое активное участие. И здесь роль Ильхама Алиева, как видного политика и опытного стратега, должно сыграть одну из ключевых моментов.
В конце следует отметить, что Президент Ильхам Алиев, предлагая взять на себя миссию посредника, показал, что наша страна видит мирные переговоры единственным возможным вариантом разрешения конфликта, не боится быть завязанным в противоречиях двух стран и всегда готова протянуть руку помощи своим друзьям.
Тимур Сулейманов,
Azerbaijan Realities