Интервью АПА с и.о. главы пресс-службы МИД Азербайджана Хикметом Гаджиевым.
- В заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ от 4 декабря содержится призыв к заключению Большого мирного соглашения. В чем состоит позиция Азербайджана?
- В заявлении стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сделанном 4 декабря в Базеле, подчеркивается важность скорейшего начала переговоров для заключения Большого мирного соглашения. Азербайджан неоднократно объявлял о готовности работать над Большим мирным соглашением. Глава МИД Эльмар Мамедъяров, выступая 4-5 декабря на 21-ом заседании Кабмина ОБСЕ в Базеле, еще раз подтвердил эту позицию.
Армения же, как видно, ничего не хочет делать для заключения Большого мирного соглашения, а только различными отговорками и политическими спекуляциями пытается отвлечь внимание от вопроса его заключения. В последнем заявлении сопредседателей отмечено, что элементы и принципы, отраженные в совместном заявлении президентов России, США и Франции, в частности, вопросы, обсужденные ими на последней парижской встрече, составляют основу всестороннего урегулирования конфликта. Как отметили сопредседатели, время для урегулирования конфликта назрело, ничто не оправдывает отговорки и ложь армянской стороны.
- Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян по-иному прокомментировал призыв сопредседателей урегулировать конфликт мирным путем. Как на самом деле обстоят дела?
- Вообще, на последнем министерском заседании ОБСЕ выступление Налбандяна запомнилось своим истеричным тоном и содержанием. Эта истерия в исполнении Налбандяна является отражением безвыходного и тупикового положения, в котором находится режим Армении. Призывы сопредседателей мирно урегулировать конфликт искажаются Арменией намеренно. Мирное урегулирование конфликта означает конец оккупации и агрессии, которые составляют основу существующего «статус-кво». В заявлениях, принятых главами государств стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а также на других уровнях постоянно подчеркивается неприемлемость имеющегося «статус-кво». С выводом вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана и прекращением оккупации и агрессии сложившийся «статус-кво» может быть изменен.
- Как бы вы прокомментировали заявление о том, что можно было бы не сбивать военный вертолет?
- Для того чтобы подобное не происходило, армянские оккупанты должны покинуть азербайджанские территории. Вопреки положительным тенденциям, наблюдаемым на встречах президентов в Сочи, Уэльсе и Париже, армянская сторона провела провокационные крупномасштабные военные учения и совершила с использованием военной авиации боевые и наступательные маневры на оккупированных землях Азербайджана. Проведение учений само по себе является большой провокацией. Как отмечается в последнем заявлении сопредседателей, вместо того, чтобы не допускать еще большего нагнетания напряженности, Армения специально предпринимает провокационные шаги.
Армения превратила вопрос о создании доверия в объект спекуляции. Самым большим шагом по созданию доверия будет вывод ВС Армении с оккупированных территорий Азербайджана.
- Сопредседатели затронули также гуманитарные аспекты конфликта. Как вы объясните этот момент?
- Сопредседатели в вопросе о гуманитарных аспектах конфликта ссылаются в том числе и на Астраханское заявление президентов Армении, Азербайджана и России, сделанное в октябре 2010 года. К сожалению, в результате армянской агрессии пропали без вести более 4 тыс. азербайджанцев, о судьбе которых все еще ничего не известно. Дильгам Аскеров и Шахбаз Гулиев, которые хотели посетить могилы своих родителей на земле предков, были взяты в заложники, и над ними был устроен незаконный «суд». Другой наш соотечественник Гасан Гасанов был зверски убит армянами. Как видно, Армения вместо конкретных шагов в направлении урегулирования конфликта, вновь искажает суть, как переговоров, так и заявлений сопредседателей от 4 декабря. В то время, как в повестке стоит конкретный вопрос большого мирного соглашения, Армения должна конкретный ответ на этот вопрос. Чем раньше Армения осознает эту реальность, тем скорее можно будет добиться прогресса в урегулировании конфликта.