«Шекспир Востока»

                                                                                                         Не оскорбляй! А волю дашь гордыне

                                                                   И оскорбишь — откроешь мести путь.

                                                                  Заплачет завтра, кто смеётся ныне.

                                                                  Не рань других, всегда отзывчив будь!

                                                                                                      Гусейн Джавид

 

24 октября  представителю одного из основоположников прогрессивного романтизма в Азербайджане Гусейну Джавиду исполнится 133 года. Поэт и драматург создал новый стиль и форму психологической и философской драмы, оказал сильное влияние в формировании азербайджанской литературы XX века и развития национального театра. Своими произведениями, в которых нашли отражение мотивы философской лирики, вопросы гуманизма и человеколюбия, исторические драмы, Гусейн Джавид открыл новую страницу в литературе и драматургии Азербайджана. Необыкновенно талантливый поэт, романтичный, честный, верный человек, прекрасный муж, великолепный отец – Гусейн Джавид прожил очень трагическую жизнь, которую посвятил своему народу, созданию для него бессмертных произведений, золотыми буквами вписанных в азербайджанскую и мировую литературу.

 Еще в юности Гусейн Абдулла Расизаде взял себе псевдоним «Джавид», который происходит от слова «вечность». Сила этого слова оказалась в какой-то мере пророческой. Плоды его таланта — сохранившиеся стихотворения и пьесы, его искусство, память о нем. Гусейн Джавид принадлежит к тем могучим художникам слова, кто продолжил, развил и обогатил лучшие традиции многовековой национальной поэзии.

Гусейн Джавид родился 24 октября 1882 года в Нахчыване. Его отец Молла Абдулла принадлежал к низшему сословию духовенства, но он был известен и как певец, знаток мугамата, поэзии. Благодаря вокальным данным, его часто приглашали в Баку, Гянджу и Нуху. Из четырех братьев и трех сестер, лишь один Шейх Мухаммад Расизаде получил духовное образование. Однако, отказавшись от духовного поприща, он в течение 35 лет учительствовал, 15 из них - в советское время. Как рассказал во время открытия Дома-музея Гусейна Джавида президент Азербайджана Гейдар Алиев, "Шейх Мухаммед первым учил меня азербайджанскому языку. Это был прекрасный, но требовательный педагог".                                                      

После окончания моллаханы, где Гусейн Джавид научился читать и писать и познакомился даже с поэзией Саади и Хафиза, он тайком от отца поступил в четырехклассную школу "Мектеби-тербийе", которую основал один из видных интеллигентов-просветителей конца XIX века Мохаммед Таги Сидги. Он был талантливым и эрудированным педагогом, близким другом Джалила Мамедкулизаде.                                                                                

После окончания школы Г.Джавид хотел продолжить свое образование, но острая глазная болезнь вынудила его ехать в Табриз на лечение, где он остановился у старшего брата. В эти годы он изучает персидский язык, на котором пишет письма своему учителю. В июле 1903 года он едет в Стамбул в надежде поступить в университет, чтобы получить высшее образование. Но болезнь вынуждает его возвратиться в Нахчыван. Вторую попытку получить высшее образование он делает через два года - в 1905 году. Но в университет его не принимают из-за отсутствия среднего образования. В течение нескольких месяцев он берет уроки у известного турецкого поэта и философа Рзы Тевфика, а также занимается исследованием суфистского течения в восточных литературах, после чего его, наконец, принимают на литературный факультет Стамбульского университета, где обучение было трехлетнее.                                                                  

Г.Джавид, по словам Мамеда Джафара, относился к учебе серьезно и сознательно. Будучи студентом первого курса, он одновременно посещает лекции второго курса, чтобы не терять времени даром. "Мне нужны знания и наука, - говорит он, - а не свидетельство - диплом". У Г.Джавида было огромное желание изучать европейские языки, особенно английский и немецкий. Но в программе университета обучение иностранных языков не было предусмотрено, а заниматься за свой счет Г.Джавид не имел возможности. В Турции поэт жил в трудных материальных условиях.   

В Стамбуле Гусейн Джавид снимает комнату в районе Валидехане, общается с кавказскими студентами-интеллигентами, дружит со многими из них, по пятницам они вместе читают газету "Хаблулметин". В этот период Г.Джавид проявляет интерес к русскому языку, в своем письме Курбан Али Шарифову он пишет: "Целесообразнее всего постараться в совершенстве изучить русский язык". Он просит найти ему место учителя в Тифлисе, где есть возможность и условия для основательного изучения русского языка".                                                       

В 1909 году возвращается на родину и длительное время преподает азербайджанский язык и историю литературы в азербайджанских школах Тифлиса, Гянджи, Нахчывана, а также   русским офицерам, чтобы совершенствовать свои знания русского.

В 1918 году переезжает в Баку и в том же году происходит еще одно  важное событие в жизни поэта .. В августе 1918 года он женится на простой деревенской девушке по имени Мюшкиназ .Через  пару дней после свадьбы Джавид сказал своей молодой жене, что иногда пишет, и она должна уже стать его первой читательницей. Мюшкюназ очень смутилась и сказала, что, увы, не обучена грамоте. После услышанного, Джавид стал учить свою жену. Так, волею судьбы Мюшкюназ Джавид стала первым читателем произведений Гусейн Джавида и их переписчиком.  В 1919 году у Джавида и Мюшкюназ родился сын Эртогрул, а в 1923 году родилась дочь Туран.                                                                                                        

 В 1926 году Джавид лечился в Германии, жил в Берлине. Впечатления от пребывания в Западной Европе отразились в его большой поэме "Азер", над которой поэт трудился в 1926 -1937 гг.                                                                     

Гусейн Джавид — автор пятнадцати драматических произведений, семь из них трагедии. Герои этих произведений — обычно мыслители-бунтари, напряженно и болезненно переживающие противоречия эпохи. Г.Джавид создал целый ряд замечательных трагедий и драм («Мать», «Марал», «Шейх Санан», «Шейда», «Демон», «Пропасть», «Пророк, «Афет», «Хромой Теймур», «Шахла», «Сиявуш», «Месть Демона», «Хайям» и другие).Именно Г.Джавид явился по существу первооткрывателем жанра стихотворной драмы и трагедии в азербайджанской литературе. Философские трагедии, исторические и семейно-бытовые драмы Г.Джавида благодаря их исключительной свежести, оригинальности творческого стиля ознаменовали собой новый этап в развитии азербайджанской драматургии, оказали самое благотворное влияние на рост национальной сценической культуры. Драматургия Г.Джавида явилась в подлинном смысле слова драматургией характеров. И в этом отношении драматургический талант поэта стоит в ряду величайших поэтов и драматургов всех времен. Не случайно его называли «Шекспир Востока».                                                                                                                          

4 июня 1937 года Гусейн Джавид был арестован.  Было открыто уголовное дело  N24938…..Следствие, начатое 7 июня 1937 года, было закончено 26 мая 1939 года. Оно длилось долгих 23 месяца, 711 дней и ночей. Гусейн Джавид провел эти дни в сырых и темных подвалах НКВД, будучи очень больным человеком.                                                                                                         

В заключительном обвинении было сказано: "Гусейн Джавид обвиняется в том, что был участником контрреволюционной, националистической организации, существовавшей в Баку. По своим убеждениям он убежденный мусаватист - пантюркист. По косвенным показаниям Гусейна Ахундова, проходит как шпион турецкой разведки. Допрошенный по существу, Гусейн Джавид виновным себя не признал. Обвинение основано на показаниях осужденных по этому делу и подлежит рассмотрению в Особом Совещенни при НКВД СССР". Имеется в виду не суд с защитой и свидетелями, а решение пресловутой "тройки".9 июня 1939 года решением Особого Совещания при Народном комиссаре Внутренних Дел СССР Гусейн Джавид - за участие в деятельности антисоветской организации был заключен в исправительно-трудовой лагерь, сроком на ВОСЕМЬ лет, считая началом этого срока 4 июня 1937 года. Такого рода заседания "тройки" продолжаются 20-30 минут. Его послали на медленную, мучительную смерть, зная, что он болен.

Гусейн Джавид скончался в Магадане 5 декабря 1941 году, не дожив до окончания срока своего тюремного заключения.

Прошли десятилетия. 8 февраля 1956 г. в период реабилитации группа видных азербайджанских писателей обратились с ходатайством в руководящие правоохранительные органы реабилитировать незаконно осужденного Джавида, в котором охарактеризовали его как выдающегося поэта и драматурга. Ходатайство подписали Сулейман Рагимов, Мехти Гусейн, Сулейман Рустам, Мирза Ибрагимов, Мир Джалал Пашаев, Али Велиев и др.
6 марта 1956 года определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда СССР Постановление Особого Совещания при НКВД СССР от 9 июня 1939 года в отношении Гусейна Джавида было ОТМЕНЕНО и дело за ОТСУТСТВИЕМ в его действиях СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ производством ПРЕКРАЩЕНО.

По инициативе справедливого и решительного государственного деятеля, великого лидера Гейдара  Алиева 12 октября 1982 года, в связи с готовящимся 100-летним юбилеем поэта, принимается  решение о перезахоронении тела Джавида в Нахчыване. 14 октября председатель парткома Гамид Джафаров, полковник Тельман Алиев и депутат республики Закир Алиев вылетели в Иркутск и 21 октября прибыли на кладбище села Шевченко. Делегация нашла место захоронения гроба № 59 и была проведена эксгумация. 24 октября делегация вместе с останками Джавида ,по указу Г.Алиева вылетела из Иркутска  в Баку.     26 октября самолёт приземлился в Баку. В тот день произошло невиданное в истории СССР событие, сбывшееся благодаря великой гражданской смелости и усилиям Гейдара Алиева. Благодаря общенациональному лидеру азербайджанского народа стало возможно возвращение на родину останков выдающегося драматурга и поэта, перезахоронение их в Нахчывани и установление памятника на его могиле. После прощальной церемонии во Дворце Ширваншахов в Баку тело великого поэта и драматурга привезли в Нахчыван и перезахоронили рядом с отчим домом под тутовым деревом. После того, как над могилой поэта был воздвигнут мавзолей, 13 сентября 1996 года в нём были перезахоронены тела жены поэта Мюшкюназ и сына Эртогрула, а 12 сентября 2004 года в мавзолее была похоронена дочь поэта Туран Джавид.               

Общенациональный лидер Гейдар Алиев высоко ценил творчество выдающегося мыслителя Гусейна Джавида. Он говорил: " Гусейн Джавид действительно дорог для нас. Он является большой личностью в нашей истории и оставил великое наследие. Пока живы наш народ, наша история, наследие Гусейна  Джавида тоже будет жить, и наш народ будет пользоваться им. Произведения, созданные Гусейном  Джавидом - национальное достояние Азербайджана".

В произведениях поэта отражались идеи тюркизма и туранизма, он сумел акцентировать внимание на осознании сути человеческих ценностей. Джавид - мастер общечеловеческого масштаба. Нужно сказать , что творчество Джавида и сегодня сохраняет свою актуальность. Перевод его произведений на различные языки способствует распространению наследия Джавида во всем мире.

Правительство Азербайджана проявляет заботу о науке и культуре, по поручению Президента Ильхама Алиева проводятся  многочисленные мероприятия по популяризации в мире выдающихся личностей Азербайджана. Культурная политика нашего общенационального лидера успешно продолжается сегодня и Фондом Гейдара Алиева, руководимым первой леди страны, послом Доброй воли UNESCO и ISESCO, депутатом Милли Меджлиса  Мехрибан  ханум  Алиевой.                                                                                                                                          

                                                                                                                Гюльшан Мехтиева,

Azerbaijan Realities

2015-10-22 / 00:00
Facebook